Репс – разновидность декоративной ткани, отличительной особенностью которой является объемный рисунок в виде полос, или «в рубчик». Именно внешний вид дал название материалу reps, оно образовано от немецкого слова «rippe» (ребро). Первоначально репсовое полотно изготавливали из скрученных шелковых нитей, что отражалось на стоимости. Расцвет популярности пришелся на XVII век, когда из этого материала шили платья, шляпы и обивали мебель. Сегодня репс производят из более дешевых волокон, часто в составе имеется синтетика. Он ценится за интересный внешний вид, уникальное полотняное плетение и фактуру.
Особенности репсового плетения
Существует две разновидности материала: основный репс и уточный. В первом случае волокна основы перекрывают не менее двух нитей утка, в результате чего создается продольный рубчик. Поверхность ткани формируется исключительно из основных нитей. Уток же пролегает внутри полотна и не виден ни с лицевой стороны, ни с изнанки.
В уточном репсе, наоборот, уток накладывается на долевые нити, образуя поперечный рубчик. Ширина рубца зависит от количества перекрытых нитей. В репсовых тканях нити, образующие длинные перекрытия, должны быть более тонкими, гибкими и прочными, чтобы полностью закрыть более толстые и редко расположенные волокна противоположной системы.
Обе ткани обладают высокой прочностью и имеют интересную необычную фактуру. Полотно окрашивают в один цвет, отбеливают или наносят набивной рисунок.
Внешний вид и характеристики
Репс – это материал, изготовленный особым видом полотняного плетения. Слово в переводе с немецкого rippe означает «небольшой рубчик». С лицевой и изнаночной стороны на полотне можно видеть четкий рисунок.
Репс завезли в Россию в 19 веке во времена правления Екатерины. В это время он стал основным материалом, из которого отшивали одежду. Для производства репсового полотна использовали исключительно шелковые волокна. Материал получался тонким, легким, приятным к телу. Звали полотно «рипсом».
С добавление нитей хлопка, шерсти и льна ткань получила название «репс». В царскую эпоху материал использовали в качестве обивки для мебели.
В настоящее время в репс активно добавляют синтетические волокна. Это значительно удешевляет цену изделия, делает его более износостойким.
Основные свойства материала:
- высокая плотность и прочность;
- хорошо сохраняет форму, не растягивается;
- гигроскопичность (способность пропускать воздух, позволяет телу дышать);
- плохо сминается.
Это важно! При всех своих достоинствах нужно помнить, что репс – материал, который довольно прихотлив в уходе. Это больше костюмный вариант, нежели полотно для ежедневного использования.
Состав материи
Что за ткань
Репсовая ткань – плотный материал в рубчик, изготовленный преимущественно из натурального сырья. Что же означает слово репс. Оно произошло от немецкого rippe, в переводе рубец.
Материал был особенно популярен в XVIII веке. Им обивали стены в жилых домах, перетягивали мебель. Из более тонких полотен шили дамские платья и мужские костюмы.
Репс или рубчик в ткани получают благодаря специальному переплетению. Его особенность – нити одной системы перекрывают волокна другой полностью.
В каталогах можно найти описание ткани репс: плотный, жесткий материал в мелкий горизонтальный или вертикальный рубчик. Несмотря на жесткость материал приятный на ощупь, комфортен в носке.
Основные характеристики материала
Особенностями технологии выработки репсового полотна обусловлены следующие характеристики этого материала:
- Высокая прочность, плотность и износостойкость.
- Жесткая структура рубчатого материала позволяет хорошо держать форму, сохраняя силуэт. Продольные полосы зрительно делают фигуру выше и стройнее.
- Материал обладает высокой гигроскопичностью, отлично поглощает и испаряет влагу, пропускает воздух.
- Репс плохо сминается, непривередлив в уходе.
Преимущества и недостатки
Среди достоинств выделяются:
- Плотность.
- Сохранность формы.
- Незначительная сминаемость.
- Гигроскопичность.
- Воздухопроницаемость.
- Возможность «вытягивания» силуэта благодаря мелким продольным линиям рисунка.
Среди минусов отмечаются:
- Необходимость в деликатном уходе.
- Высокая цена, особенно на материал с шелковыми волокнами.
- Риск вытягивания мокрых вещей.
- Возможность усадки материала при стирке в горячей воде.
Сфера применения
Особенно широко полотно в рубчик применяется для создания особых или исторических интерьеров. Из этой ткани шьют театральные занавеси, исторические костюмы. Репс позволяет изготавливать изделия с объемными рукавами и стоячими воротниками, характерными для героев прошлого века, или широкие казацкие шаровары.
Не так давно появилась ткань репс-велюр, которую вырабатывают в основном из синтетического и смесового волокна. От обычного репса она отличается тем, что рубчик покрыт велюровым ворсом. В результате получается прочная эластичная материя, ворсовая поверхность которой может окрашиваться в самые необычные цвета. В основном такой комбинированный материал применяют для обивки мебели.
Для каких целей используется репс
Из полотна создают:
- Обувь и шляпы – в частности для этого используется репсовая лента, которой отделывают вещи.
- Мужские и женские брюки.
- Жакеты.
- Облегающие платья-футляры.
- Мужские летние костюмы.
- Театральные костюмы: женские объемные юбки или платья. Их пошив возможен ввиду способности материала не терять форму при создании сложных конструкций.
Где используют репс
В интерьере из полотна создают:
- Драпированные шторы сложной конструкции.
- Облицовку мебели и стен.
Материалом украшают:
- торжественные залы;
- помещения официальных зданий;
- реконструкции исторических обстановок;
- практичные функциональные интерьеры;
- частные загородные дома;
- городские квартиры.
Правила ухода за репсом
Требования, предъявляемые к уходу за изделиями из репсовой ткани, полностью зависят от ее состава.
Полотно из хлопка легче всего привести в порядок. Его можно стирать в машинке на режиме «хлопок» при температуре 30°С и гладить сильно горячим утюгом. Хлопчатобумажная ткань может дать усадку, на это нужно обратить особое внимание и не превышать допустимую температуру воды при стирке.
Шелковый репс требует особенного ухода. Изделия из этой тонкой и нежной материи лучше постирать вручную в теплой воде. Сушить одежду следует в расправленном виде, разложив на ровной поверхности. Утюжить можно только с изнанки, через дополнительный слой ткани.
Состав и свойства репса
В XVIII веке репс производился из шелка, в XIX – дополнительными материалами стали шерсть и хлопок. В состав современных изделий входят:
- хлопок;
- шерсть;
- шелк.
К каждому из материалов добавляются синтетические нити для повышения износостойкости репса, например, полиэстер. Содержание синтетики обычно не превышает 30%.
К свойствам репса относят:
- Хорошую окрашиваемость.
- Отсутствие линьки.
- Жесткую структуру с характерными продольными линиями, которые делают фигуру более стройной за счет скрытия ее недостатков.
- Невозможность удерживать влагу в своей структуре.
Репс разных оттенков
Чаще репс окрашивается в один тон: изделия с рисунками встречаются редко, хотя на поверхность возможно нанесение принтов.
Арамидные
Арамидные материалы – это полимерный продукт, имеющий продольную и поперечную сшивку ароматических структур.
Вариантов соединений бензольных колец существует несколько, в зависимости от того, какой из них реализован в конкретной технологии, образовавшееся полотно будет иметь те или иные свойства.
Надежную огнезащиту (стойкость при нагревании до 370 ℃) обеспечивают ткани из пара-арамидов, при производстве которых могут быть воплощены различные виды переплетения нитей: вафельное, атласное, саржевое, полотняное.
Иногда негорючую арамидную продукцию вяжут и продают как рулонный термостойкий трикотаж.
Все виды изделий из термостойкого арамида обладают небольшим весом, высокой прочностью, используются для пошива спецодежды, военного обмундирования; изготовления теплоизоляционной продукции.
Для чего используются хлопковые ткани
В принципе, можно ответить одним словом – ВСЁ, но можно и сказать чуть подробнее:
- Из демисезонных тканей шьют повседневные платья, сорочки мужские (сатин, репс, поплин, тафта и т.д.). Шерстянка, шотландка, гарус подходят для пошива элегантных юбок, брюк, костюмов, фраков и т.д.
- Ткани для летнего сезона (маркизет, вольта, батист).
- Зимой точно пригодятся вещи из бумазеи и фланели.
- Производственные ткани с добавлением синтетики для изготовления рабочей одежды.
- Декоративные и подкладочные материалы, без которых невозможно сшить костюмы или пальто, тоже производятся из хлопковой ткани.
- Ткани для пошива аксессуаров (носовые платки, шейные косынки, шарфики и проч.).
Основные типы переплетений текстильных полотен.
Здравствуйте!
Уже несколько раз в своих предыдущих статьях я употребляла словосочетание «переплетение нитей текстильного полотна».
Давайте сегодня немножко углубимся в эту тему, но совсем чуть-чуть. Не будем докапываться, до самого «дондышка», в подробности. Ведь мы же простые потребители и не собираемся учиться на ткачиху или сдавать экзамены в текстильный институт.
Итак, ткань – это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни нити идут вдоль полотна и называются осно́вными – нить основы, другие поперек полотна и называются уто́чными – нить утка. Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно.
И то, как они переплетены и определяет в конечном итоге, как же будет выглядеть лицевая и изнаночная сторона любого текстильного полотна, его прочность, толщина, растяжимость, осыпаемость открытых срезов, способность к формованию в процессе влажно-тепловой обработки и т.д.
Виды тканей для одежды.
Ткани для шитья одежды.
Деление тканей для шитья одежды на легкие, средние и тяжёлые.
Как правильно выбрать ткань?
Основные типы переплетений текстильных полотен.
Что означают знаки на ярлыках одежды?
Вид переплетения нитей полотна влияет также на выбор модели, которая будет изготавливаться из ткани и на её поведение во время раскроя и шитья.
Нити текстильного полотна переплетаются не так, кому что в голову взбредет, или хаотично. В этом деле существует строгий порядок.
Ткацкие переплетения делятся на 4 класса.
- Простые.
- Мелкоузорчатые.
- Сложные.
- Крупноузорчатые.
Простые (гладкие или главные) ткацкие переплетения.
К этим переплетениям относятся полотняные, саржевые, сатиновые (атласные).
Полотняное переплетение.
Полотняное переплетение самое распространенное и самое прочное, а при большей плотности имеет повышенную жесткость. Ткани, выработанные полотняным переплетением, хорошо кроятся. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке.
Когда, при полотняном переплетении, нить основы тоньше уточной нити, на ткани возникает поперечный рубчик и такие переплетения называются ложным репсом. Таким переплетением изготовлены поплин, тафта и др.
Лицевая и изнаночная сторона ткани при таком переплетении одинаковы и имеют ровную, матовую поверхность.
Полотняным переплетением выработаны: из хлопка – ситец, бязь, батист и др.; из льна – льняные полотна, парусина, бортовка и др.; из шелковых тканей крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.; из шерстяные тканей – сукно, костюмно-плательные и др.
Саржевое переплетение.
Саржевое переплетение образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево.
Обычно диагональные рубчики идут под углом 45⁰. Если увеличивается плотность полотна, то диагональный рубчик идет более круто или более полого.
Выработанные саржевым переплетением ткани более плотные, толще и тяжелее чем полотняные ткани и несколько уступают им по прочности. Но они более гладкие и более устойчивые к истиранию. Обладают большей эластичностью, растяжимостью (особенно по диагонали) и драпируемостью.
Поскольку ткани, выработанные саржевым переплетением, легче растягиваются, то и при раскрое требуют большего к себе внимания, во избежание перекосов.
Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные ткани (на хлопчатобумажной основе и с шерстяной уточной нитью – шотландка), полушелковые (шелковая основа и хлопчатобумажный уток – саржа), а также кашемир, габардин и др.
Сатиновое (атласное) ткацкие переплетения.
Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым.
Если лицевая сторона ткани образована из осно́вных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.
Периодически повторяющийся рисунок этих переплетений (раппорт) строится из разного количества нитей 5/2,7/2,7/3,8/3,8/5.
Сатиновое и атласное переплетение дают возможность для очень четкого пропечатывания рисунка на поверхности полотна и повышенную износостойкость таких тканей. Они очень мягкие и эластичные.
Но ткани, выработанные такими переплетениями, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов.
Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин и т.д.)
Мелкоузорчатые.
Мелкоузорчатые подразделяются ещё на два класса. Производные от простых (от полотняного переплетения – репсовое, рогожка, от саржевого усиленная саржа, сложная саржа, ломаная и обратная саржа, ромбиковое и др., от сатинового и атласного – усиленный сатин, усиленный атлас) и комбинированные (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)
Репсовое переплетение.
Репсовое переплетение относится к производным полотняного переплетения. Оно характерно тем, что на поверхности полотна происходит образование рубчика.
Вследствие более редкого переплетения нитей полотна, чем у тканей полотняного переплетения, выработанные таким переплетением ткани, более мягкие и менее растяжимые.
При раскрое тканей с таким переплетением нужно строго следить за тем, чтобы рубчики на деталях одежды имели одинаковое направление.
Переплетение рогожка.
Переплетение рогожка тоже относится к производным полотняного переплетения. Рисунок переплетения нитей на полотне, ярче выражен, чем в полотняном переплетении.
Ткани, выработанные таким переплетением более плотные, чем с полотняным переплетением, достаточно мягкие и эластичные.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные, льняные ткани, а также некоторые шерстяные и полушерстяные костюмно – плательные ткани.
Усиленная саржа.
Рисунок переплетения нитей на полотне, при усиленной сарже, имеет ярко выраженные широкие рельефные диагонали. Свойства тканей выработанных таким переплетением те же, что и у тканей с простым саржевым переплетением. Этим переплетением вырабатываются костюмно-плательные ткани (шотландка, кашемир, фланель) и некоторые пальтовые. А также саржа хлопчатобумажная и шелковая.
Сложная саржа.
Это переплетения характеризуется наличием на полотне ткани нескольких диагональных полос различной ширины. Ткани, выработанные таким переплетением, имеют те же свойства, что и ткани саржевых переплетений.
Таким переплетением вырабатываются некоторые костюмно-плательные ткани.
Ломаная саржа.
Ломаная саржа образуется при изменении направления диагоналей саржи под прямым углом, в результате чего образуется рельефный рисунок в виде елочки.
Переплетение ломаная саржа вырабатываются некоторые хлопчатобумажные и шерстяные костюмно-плательные ткани.
Обратная саржа.
Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в местах излома происходит сдвиг диагоналей, против диагоналей из осно́вных перекрытий располагаются диагонали из уто́чных перекрытий.
Усиленный сатин (усиленный атлас).
Усиленный сатин (усиленный атлас)- это переплетения которые образуются путем усиления осно́вных перекрытий в сатине и уто́чных в атласе. При этом повышается прочность ткани. Комбинированные переплетения (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)
Креповое переплетение.
Креповое переплетение это видоизмененные переплетения полотняное и рогожка. В результате беспорядочно разбросанным по поверхности ткани удлиненным основным перекрытиям такие ткани меньше сминаются, и кроить их легко.
Креповые переплетения широко используются для выработки плательных тканей.
Составные (комбинированные) переплетения образуются из двух или большего числа разных переплетений. Такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового переплетения, саржевого и рогожки, саржевого и сатинового, сатинового и атласного, сатинового и крепового и т.д. эти переплетения используют для выработки костюмных тканей, тканей для брюк и иногда для плательных.
Сложные – двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике, петельные, перевивочные (ажурные).
Двухлицевые переплетения.
Двухлицевые переплетения образуются из трех систем нитей: две основы и один уток или одна основа и два утка.
Ткани двухлицевого переплетения отличаются большей толщиной, плотностью и поверхностной плотностью, высокими теплозащитными свойствами и износостойкостью.
Двухлицевым переплетением вырабатываются тонкосуконные пальтовые ткани (драп, велюр и т.д.) и некоторые шелковые и хлопчатобумажные.
Двухслойные переплетения.
Двухслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей: две основы и два утка, две основы и три утка, три основы и два утка.
Такие переплетения образуют два самостоятельных полотна ткани, расположенных одно над другим и связанных между собой или одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка.
С помощью этого переплетения вырабатываются толстые, плотные, тяжелые тонкосуконные пальтовые ткани и некоторые шелковые костюмно-плательные ткани.
Ворсовые переплетения.
Ворсовые переплетения образуют на поверхности ткани ворс. Это густые, выступающие кончики волокон.
При этом переплетении получаются очень красивые и износостойкие ткани. Ворс хорошо предохраняет полотно ткани от стирания и износа.
Выработанные ворсовым переплетением ткани с рубчиком, например, вельвет, необходимо раскраивать так, чтобы направление рубчика на всех деталях было в одну сторону.
Крупноузорчатые (жаккардовые)- простые и сложные крупноузорчатые.
Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Все они очень сложные и многообразные. Это и различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др.
Крупноузорчатые переплетения подразделяются на две группы: простые и сложные.
Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные жаккардовые сатины, льняные скатерти, полотенца, салфетки и т.д.
Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех, четырех и более систем нитей. Таким переплетением вырабатываются гобелены и другие ткани.
В общем, как я уже объясняла, переплетений много, но хотя бы элементарные знания обо всех них, нам, обычным «пользователям» продукции текстильной промышленности, нужны. Ведь никогда не знаешь, где и как, они смогут пригодится.
Вот, например, полотняное переплетение. Очевидно раньше, на “заре” советской власти, когда даже за ситцем выстраивались сумасшедшие очереди, было придумано, постановлением какого-то ВЦСПС, чтобы быстрее обслуживать покупателей, рвать отрезы руками. Ведь полотняное переплетение разрывается строго по поперечной нити.
Я сама имела «удовольствие», но уже в наше, бездефицитное и без очереди в магазине тканей, время, столкнуться с такой продавщицей – «быстроделкой». Никого нет, а ей лень ножницами резать. В общем, мне не понравилось. И край полотна немного деформировался. А на мои роптания, она сказала, что им так делать разрешается инструкцией.
Или атласное переплетение. Как я уже «настрочила» выше, все текстильные полотна с атласным переплетением, склоны к повышенной осыпаемости открытых срезов.
Так что, даже слегка коснувшись темы переплетения нитей текстильных полотен, мы многое о них узнали.
До встречи в следующей статье! С уважением, Милла Сидельникова!