Существует множество видов материй: натуральные — шёлк, шерсть, хлопок, искусственные — вискоза, синтетические и различные смеси. Разнообразие тканей обусловлено не только сырьём. Вид переплетения нитей основы и утка определяет прочность, рельефность, рисунок и другие свойства готовой материи. Сатиновое переплетение — одно из базовых. Существуют и производные от сатинового типы плетения, которые обогащают тканевый рынок.
Что такое сатиновое плетение
Ткань состоит из двух линий пряжи: основы и утка. От их переплетения зависит внешний вид и свойства ткани. Перекрытием называется место переплетения нитей уточных и основных нитей. В сатиновом переплетении ткани используется удлинённое перекрытие. Из-за этого ткань выглядит гладкой. Если берётся перекрученная пряжа, то готовая материя обретает рельефность и блеск.
Схема сатинового переплетения: уточная нить покрывает четыре или более основных. Сатиновое переплетение схоже с атласным. В последнем случае нити основы являются преобладающими, они перекрывают по четыре уточных нити.
Рельефные рисунки
В зависимости от разного соотношения выпирающего утка и основы. Именно так образуются 3 популярные группы плетений:
- Вафельное;
- Диагональное;
- Рубчиковое.
Для создания рельефа используется удлинение перекрытия. В диагонали рисунок образуется, благодаря рубчику с угловым направлением. Его выпуклость зависит от выбранного сдвига и его толщины нитки основы.
Диагонали рубцов часто расположены попарно в каждом рапорте. Направляться могут, как под углом, так и строго вертикально, что создает псевдо пике.
За создание просвета в вафельном плетении отвечают удлиненные перекрытия. Нити стягивают длинные промежутки, образуя отдельные вафельные группы. Просветы же делаются благодаря полотняному типу. Так как они менее плотные, лучше просвечиваются, что создает тот самый ячеистый рельеф. Эти виды также могут комбинироваться между собой, что придает им особую форму.
Свойства тканей с сатиновым переплетением
Из каких бы нитей ни была соткана материя, сатиновое переплетение придаёт ей определённые свойства:
- гладкость,
- плотность,
- мягкость,
- блеск,
- износостойкость,
- сохранение насыщенности цвета после окрашивания.
У такого типа текстиля есть недостаток: при раскрое полотна с удлинённым перекрытием срезы могут сильно осыпаться. Для работы с сатином требуется навык. Осыпание никак не влияет на устойчивость к износу готового изделия. Другое свойство, которое может расцениваться как минус — это скольжение. Спать на сатиновом постельном белье рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме. Для шитья одежды обязательно используется подклад.
Вафельная
Вафельная ткань — фактурный текстильный материал, используемый в изготовлении домашнего текстиля, с характерным рельефным рисунком в виде углубленных ячеек с бортиками. Переплетение на базе саржевого ромбовидного с раппортом ¼.
Отлично впитывает влагу, не оставляет на протираемой поверхности ворсинок, обладает массажным эффектом. Изготавливают из хлопка, реже — из льняных волокон.
Виды материй и их применение
Ткани с сатиновым переплетением так и называются — сатин. Изначально материал изготавливался из шёлка. Сегодня сырьём могут быть как натуральные, так искусственные и синтетические волокна.
Несколько примеров сатиновых материй, их свойства и применение:
- Из шёлковой пряжи получаются такие ткани, как креп-сатин. В основе текстиля нити шёлка-сырца, в утке — креп-шёлк (с очень сильной скруткой). Это дорогостоящие материи. На лицевой стороне креп-сатин блестящий и зернистый, на изнанке — матовый и гладкий. Ткань приятна к телу. Её используют для пошива деликатных изделий: вечерних платьев, блузок, костюмов для торжества. Интересное свойство креп-сатина — для одежды могут использоваться обе стороны полотна.
- На основе хлопковых волокон изготавливаются материи, которые по гладкости приближаются к шёлковым, но при этом стоят гораздо дешевле. Хлопковый сатин лёгкий и мягкий, его часто используют для пошива постельных комплектов. Материи могут быть гладкокрашеными и набивными. Свойства хлопкового сатина: прочность, устойчивость к частым стиркам, гигроскопичность, приятный охлаждающий эффект.
- Из шерсти вырабатывают дорогостоящую тонкую и плотную ткань — драп-сатин. Она очень тёплая, не мнётся, защищает от ветра, красиво облегает фигуру. Используется для пошива верхней одежды.
- Полиэстер сатинового плетения внешне напоминает шёлк. Он такой же гладкий и блестящий, но свойства синтетической материи не столь хороши. Она электризуется, сильно скользит, мнётся. Кожа в такой ткани практически не дышит. Преимущество полиэстерных тканей — их невысокая стоимость.
- Смесовые материи изготавливают из полиэстерных и хлопковых волокон, например, полисатин. Из полотна шьются шторы, скатерти, покрывала, халаты и другой домашний текстиль. Полисатин с преобладанием синтетических нитей способен вызывать раздражение и закатывается.
Мелкоузорчатые комбинированные схемы
К комбинированным схемам относят составные виды переплетений, при которых они чередуются. В этом случае происходит чередование и добивается необычный узор.
Виды с продольными или поперечными полосами
Относительно современные виды ткацких переплетений. Они интересны тем, что возможно комбинировать любые простые виды без потери их идентичности. На готовом полотне они складываются в интересные формы. Возможно добиться ромбовидного рисунка, крестообразного, квадратного и прочее.
Зачастую чередуются следующие виды:
- Репс смешанный с полотняным видом. Образуется аккуратная, приятная ткань, обладающая высокой прочностью. Не боится растяжений и при этом имеет характерную зернистость.
- Ломаная саржа с рогожкой. Получается специфическая смесь рисунка елочки и квадрата.
Комбинации выбираются произвольно, в зависимости от конкретного желаемого узора. Важно соблюдать правило разности рисунков. Рубчики должны идти в разные стороны, не перекликаться и сплетаться в один новый.
Креповые схемы
Представляют собой простые схемы, но с произвольным удлинением перекрытий. В некоторых случаях они создаются методом комбинации двух разных видов плетений. Полученный узор будет похож на шелки, образованный с помощью креповой крутки.
В связи со своими свойствами, креп получается весьма капризным. Она легко усаживается даже в нормальных условиях, а при высоких температурах и влажности резко портится.
Как ухаживать за сатином
Уход подбирается в соответствии с составом ткани. В большинстве случаев сатиновые материи устойчивы к частой стирке, не выцветают, не закатываются. Допускается как машинная, так и ручная стирка, применение отбеливателей. Утюжить ткани тоже нужно на специальных режимах. При грамотном уходе по рекомендациям на ярлычке вещь с сатиновым переплетением прослужит очень долго.
Сатиновое плетение входит в группу базовых видов вместе с атласным, саржевым и полотняным. Отличная устойчивость к износу, красивый внешний вид и приятная текстура делают сатиновые материи популярными в разных сферах от постельного белья до модных деталей гардероба.
Диагональ
Диагональ — ткань, полученная способом саржевого переплетения. На лице присутствует мелкий ровный рубчик, расположенный диагонально под углом 45 градусов.
К свойствам плотной материи относятся: устойчивость на разрыв и истирание, способность сохранять форму в изделии, практичность. Ткань тянется в диагональном направлении, не дает усадку при стирке, долговечна.
Полотняное
Это самое простое и распространенное переплетение, которым создаются множество хорошо известных тканей – бязь, ситец, перкаль, муслин, фланель, батист и многие другие. При полотняном переплетении нити основы перемежаются с нитями утка в шахматном порядке. Узор ткани предельно прост: уточная нить попеременно пересекает основную и сразу уходит под другую. Следовательно, раппорт состоит из 4 нитей: 2 уточные нити и 2 основные. Лицевая и изнаночная стороны выглядят идентично. Поверхность готового полотна гладкая и матовая. Из-за жесткой структуры материал сильно мнется.
Самым древним видом ткани, в основе лежит простое полотняное плетение, является миткаль. Она была создана несколько тысячелетий назад. Миткаль практически не изменилась с тех давних пор и является чем-то вроде полуфабриката, пригодного для изготовления другой текстильной продукции.
В хлопчато-бумажной промышленности полотняное переплетения используют в основном для выработки постельных, плательных, рубашечных и технических тканей.
Простота полотняного переплетения предопределяет небольшое количество его производных.
Репс
Один из вариантов полотняного переплетения – репс. Репс получает способом удлинения перекрытий: уточных или основных. Например, одна нить утка перекрывает 2 или 3 нити основы. Ткань, полученная таким способом имеет характерный горизонтальный (основной репс) или вертикальный (уточный репс) рельефный рубчик. Репс может быть с постоянным или переменным рубчиком.
Однако рубчик на ткани можно получить и другим способом: достаточно в этом случае использовать более толстые нити утка. Такое плетение называют «ложный репс». А ткань, полученная таким способом – поплин.
Рогожка
Еще одна разновидность полотняного переплетения – рогожка. В этом случае 2 нити утка перекрывают 2 нити основы.
Есть еще фасонная рогожка. В этой разновидности используются элементы полотняного и репсового плетения, благодаря чему на ткани получают простой геометрический узор.
Технология
Повторяющийся рисунок переплетения в ткани называется раппбрт. Раппорт определяется числом входящих в него нитей. Различают раппорт по основе R0 и раппорт по утку Ry. Переплетение характеризуется также сдвигом — числом, показывающим, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей. Различают вертикальный сдвиг — между рядом расположенными основными нитями и горизонтальный сдвиг — между рядом расположенными уточными нитями.
К простым переплетениям относятся: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.
Признаки образования ткацкого саржевого переплетения
- Минимальное число нитей в раппорте — три.
- Ткацкий рисунок сдвигается на одну нить при каждом следующем прокладывании уточной нити.
Ткани саржевого переплетения (рис. 5) отличают характерные узкие косые полосы (подкладочная саржа, шотландка и др.). На лицевой стороне ткани косые полосы более выпуклые. Если смотреть на ткань по направлению нити основы, они идут снизу вверх и слева направо.
Рис. 5. Саржевое переплетение
Такие ткани отличаются большим скольжением. Поэтому при раскрое необходимо следить, чтобы не было перекоса ткани при настиле.
Признаки образования ткацкого сатинового и атласного переплетений
- Минимальное число нитей в раппорте — пять.
Если лицевая сторона ткани выработана из нитей утка, ткань называют сатином, а переплетение — сатиновым (рис. 6).
Рис. б. Сатиновое переплетение
Если лицевая сторона ткани образована из нитей основы, ткань называют атласом, а переплетение — атласным (рис. 7). Атласным переплетением получают некоторые хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани.
Рис. 7. Атласное переплетение
Ткани сатинового и атласного переплетений имеют следующие достоинства и недостатки.
Достоинства:
- блестящая поверхность;
- красивый внешний вид.
Недостатки:
- сильная осыпаемость;
- скольжение при пастиле и пошиве, из-за которого может возникнуть перекос ткани.
Дефекты ткани
Перед раскроем ткань просматривают по всей длине и ширине для того, чтобы определить, нет ли на ней ткацких дефектов, т. с. недостатков, повреждений. Эти дефекты появляются при обрыве нитей и разладке механизмов ткацкого станка.
Ткацкие дефекты портят внешний вид готового изделия, поэтому при раскрое необходимо их выявить, учесть и обойти. Для этого обнаруженные дефекты обводят мелом или ниткой, контрастной по цвету к ткани.
К основным ткацким дефектам относятся следующие. Утолщение нити — нити основы или утка более плотные, чем остальные нити ткани (рис. 8).
Рис. 8. Утолщение нити
Нарушение целостности ткани — нити основы или утка разрушены, т. е. образовались дыры (рис. 9).
Рис. 9. Нарушение целостности ткани
При нанесении рисунка на ткань печатным способом могут возникать дефекты печати. Причины дефектов различны: повреждение печатного вала машины, загрязненность красителя, плохая подготовка ткани к печатанию.
Различают дефекты печати местные, имеющиеся на ограниченном участке ткани, и распространенные, расположенные по всей длине ткани.
Пепропечатанные места — это участки с отсутствием или нечетким изображением рисунка (рис. 10).
Рис. 10. Непропечатанные места
Засечка — полоса ткани без рисунка. Она получается при печатании из-за образования складки во время нанесения рисунка (рис. 11).
Рис. 11. Засечка
Перекос рисунка — дефект в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке, возникающий при неравномерном натяжении ткани во время печатания. Хорошо заметны в тканях перекосы полосок и клеток (рис. 12).
Рис. 12. Перекос рисунка
Практическая работа № 2
Выполнение из бумаги макетов саржевого, сатинового и атласного переплетений
Материалы и инструменты:
линейка, карандаш, бумага, ножницы, клей, учебник, рабочая тетрадь.
Выполнение макета саржевого переплетения
- Вырежи из бумаги два квадрата размером 14×14 см.
- Разметь квадраты вертикальными линиями через 1 см.
- На одном квадрате проведи дополнительную горизонтальную линию, отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной горизонтальной линии.
- Второй квадрат разрежь на полоски по намеченным вертикальным линиям.
- Переплети полоски, как показано на рисунке 13.
Рис. 13. Макет саржевого переплетения
Выполнение макета сатинового переплетения
1—4 пункты — смотри описание выполнения макета саржевого переплетения. 5.
Переплети полоски, как показано на рисунке 14.
Рис. 14. Макет сатинового переплетения
Выполнение макета атласного переплетения
1—4 пункты — смотри описание выполнения макета саржевого переплетения.
5. Переплети полоски, как показано на рисунке 15.
Рис. 15. Макет атласного переплетения
Готовые макеты переплетений приклей в рабочую тетрадь.
Новые слова и понятия
Раппорт, саржевое переплетение, сатиновое переплетение, атласное переплетение, ткацкие дефекты, дефекты печати.
Вопросы для самопроверки
- Что называют раппортом?
- Какие ткацкие переплетения относятся к простым?
- Назови признаки образования саржевого, сатинового и атласного переплетений.
- Когда возникают и на что влияют ткацкие дефекты?
- Перечисли основные ткацкие дефекты
Это интересно: Гигроскопичность ткани: что это за способность материала