Что такое звезда Освальда в колористике
Даже если вы еще не начинали погружаться в философию цвета, то, скорее всего, вам уже встречались звезда Освальда и схемы колористики на различных фото в интернете. Круг Освальда используется не только для колористики волос, он сопровождает нас в течение всей жизни: в цветах, которые мы видим вокруг, в рисунках, интерьере и одежде.
Вильгельм Фридрих Освальд (в некоторых источниках — Оствальд) разработал систему, основанную на четырех базовых цветах: желтом, синем, зеленом и красном. Разделив и смешав оттенки, он создал так называемый круг Освальда, чтобы было проще подбирать гармоничные цвета и вычислять антагонистов.
«Звезда Освальда» — это второе название цветовой схемы. За счет расположения в крайних точках чистых цветов — синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого — образуется шестиконечная звезда.
Цветовой круг Освальда — это окружность, в которой расположены цвета на 24 секторах. В круге есть диады (противоположные цвета), триады (два ближайших цвета и противоположный) и квадриады (два ближайших и два противоположных цвета). Цвета, которые расположены рядом последовательно, называются смежными, а те, что находятся друг против друга, — комплементарными.
Елена Комиссарова
Технолог L’Oréal Professionnel
Как объясняет наш эксперт, если провести воображаемую горизонтальную линию через центр круга, то те цвета, которые будут под ней, называют холодными, а над ней — теплыми. Для колористов это инструмент, который используется, чтобы правильно понять первичные, вторичные и третичные цвета. Гармонично сочетать оттенки, создавать нейтрализацию для фонов осветления — и создавать уникальные тона.
Как колористу пользоваться цветовым кругом Освальда: основные правила
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Redken (@redken)
Колористика и звезда Освальда — понятия неразделимые. Круг определяет законы формирования оттенков. Все просто: зеленый нужен, чтобы нейтрализовать красный, а желтый с красным дадут оранжевый. Ошибочное использование цветов чревато некрасивым оттенком на голове клиента. Чтобы снизить риски и получить предсказуемый вариант, нужно использовать круг колориста и всегда держать в голове базовые правила. Разбираемся, из чего состоит круг колориста и какие основные правила работы этого круга нужно знать назубок.
Первичные цвета и круг Освальда для колористики: как пользоваться?
Основы колористики проходят на уроках изо в школах, в кружках по рисованию и творческих студиях, начиная смешивать базовые пигменты. Цветовой круг для начинающего парикмахера-колориста открывается именно с первичного ряда. К нему относятся синий, красный и желтый, так как путем смешивания из них можно получить абсолютно любой другой цвет.
Из первичных цветов единственный холодный — синий, его добавляют для глубины, затемнения и придания прохлады. Красный затемняет желтый, а синий заставляет казаться светлее. Желтый — самый слабый из первичных цветов, используется для высветления и добавления яркости. Все три цвета в разном соотношении представлены в натуральном пигменте волос.
Вторичные цвета
Смешивая в равной пропорции первичные цвета, можно получить вторичные. К ним относятся: зеленый (желтый + синий), фиолетовый (красный + синий) и оранжевый (красный + желтый). В неравной пропорции можно получить близкие оттенки, так в круг колористики добавляются более темные или более светлые вторичные цвета.
Круг Освальда для колористики: третичные цвета, когда нужно больше красок
Круг колориста также образуют и третичные цвета: основные правила гласят, что их получают путем смешивания в равных пропорциях одного первичного цвета и одного вторичного. Дальнейшее смешивание красок позволяет получить сложные цвета и максимальное количество вариаций.
Родственные цвета
Круг Освальда для колористики волос при изучении достаточно ограничен, чтобы упростить задачу начинающему парикмахеру. После понимания принципов работы с базовыми цветами можно переходить к уточнению оттенков в рамках родственных.
Родственные цвета — это палитра близких оттенков без резких противоречий. Отдельно рассматривают родственно-контрастные сочетания цветов, то есть гаммы из родственных и контрастных пар.
При окрашивании волос можно смешивать близкие по оттенкам пигменты, но важно использовать палитру одного производителя, потому что палитры и процентные соотношения пигментов в них могут разниться.
Монохромные цвета
Сочетание близких друг другу оттенков образует монохромный ряд. Они могут быть схожи по глубине тона (один уровень глубины тона, но разная насыщенность), по насыщенности или одному тону. Для получения необходимого оттенка их можно смешивать между собой.
Монохромные цвета по сути являются сочетанием оттенков в рамках одного сектора звезды Освальда — колористика отличает их по яркости и насыщенности. На фото близкие тона различить достаточно трудно, зато в моде и дизайне монохромные оттенки имеют огромное значение.
Ахроматические цвета
В основе теории цветоделения Освальда есть еще один нюанс. Цветовой круг — это на самом деле… два конуса! Умозаключение, шокирующее любителей геометрии, заключается в том, все цвета представляют собой замкнутое цветовое тело из двух конусов с общим основанием. Единой осью является ахроматический ряд цветов, где верхняя точка — это белый цвет, а нижняя — черный.
В ахроматическую палитру входят все серые оттенки от белого до черного. Белый цвет — максимально светлый за счет отсутствия оттенков, а черный содержит в себе все тона, что просто запомнить с отсылкой на «Черный квадрат» Малевича, созданный якобы из разных цветов. Контраст в ахроматическом ряду достигается за счет разности между уровнями светлости. Цветовой круг в колористике окрашивания волос предполагает правильное сочетание противоположных оттенков, чтобы выйти на ахроматическую гамму на волосах.
Пепельные оттенки
Серые, пепельные и серо-коричневые оттенки — одни из самых сложных цветов в работе колориста. Если тщательно посмотреть на круг Освальда, то становится понятно, что получить правильный пепельный оттенок на волосах возможно только с помощью нейтрализации естественных желтых и рыжих пигментов в волосах.
Колористика: Азы Теории и Практики для Парикмахеров
Искусство колористики подразумевает окрашивание волос в разные цвета. Для того, чтобы этому научиться, нужны не только специальные знания и навыки, но и умение тонко чувствовать цвета и угадывать, какой оттенок получится в результате смешения тех или иных красок. Осваивать колористику нужно с основ этой «науки», с ними мы и хотели бы вас познакомить.
Что такое колористика?
Колористика – это наука, изучающая принципы гармоничного смешивания цветов и оттенков. В рамках обучения парикмахерскому искусству эта наука помогает правильно подбирать и комбинировать тона при окрашивании – так, чтобы причёска идеально сочеталась с лицом, внешностью и имиджем клиента.
Ещё в древности учёные занимались изучением цвета, и он стал основой для многих научных теорий и открытий. Цветоведение было тесно связано с физикой, химией, искусством, философией и эстетикой. В начале 20 века лауреат Нобелевской премии В. Оствальд провёл систематизацию цветов, представив их на окружности со спектральными сегментами. Данная схема позволила создать цветовой круг – идеальную модель колористической гармонии.
Круг Оствальда представлен основными и промежуточными цветами:
- Основные цвета – это красный, синий и жёлтый (если их смешать между собой, можно получить все остальные цвета).
- Вторичные цвета – те, что получаются в результате смешивания двух основных цветов. К примеру, зелёный – это комбинация жёлтого и синего, а оранжевый представляет собой смесь красного и жёлтого.
- Третичные цвета образуются при смешении основного и вторичного цвета. Например, сиреневый – это синий и фиолетовый, а бирюзовый – это синий и зелёный.
При прочтении цветового круга важно учитывать 2 особенности:
- Цвета, находящиеся рядом (в вершинах треугольника), хорошо гармонируют друг с другом.
- Чтобы устранить нежелательный цвет при окраске волос, необходимо выбрать тот оттенок, который расположен на круге напротив ошибочного колера.
Допустим, во время мелирования на локонах появилась нежелательная желтизна и её необходимо нейтрализовать. Сделать это можно с помощью цветового круга. Выбираем цвет напротив жёлтого и наносим его на волосы.
Таким образом, колористический круг – незаменимый инструмент всех парикмахеров, позволяющий грамотно подбирать нужные колеры, составлять из них комбинации и убирать нежелательные тона при окрашивании.
Основные способы окрашивания
Среди многочисленных видов колорирования выделяют 3 основных:
- Омбре – окраска волос, при которой тёмные корни плавно переходят в светлые кончики.
- Мелирование – высветление и окрашивание отдельных прядей волос. При мелировании довольно часто возникают ошибки и необходимость удаления нежелательных оттенков при помощи цветового круга.
- Блондирование – колорирование локонов разными цветами блонда (такой вариант окраски идеален для русых волос).
Цветовые уровни
Цвета волос по темноте разделяют на уровни от 1 до 10:
- Номер «10» – это самый светлый оттенок, а единица – это чёрный цвет.
- 2-й и 3-й тона – это коричневые и каштановые цвета локонов (преобладающими пигментами в них являются синий и красный, а жёлтый здесь почти отсутствует).
- Цвета 4-7 – это оттенки, образованные из красного с небольшой примесью синего и жёлтого (то есть коричнево-русые тона волос).
- Краски с номерами 8 и 9 – это господство жёлтого (от данного пигмента бывает непросто избавиться, т.к. он залегает глубоко в структуре локонов).
Существуют также тона под номерами «11» и «12», они считаются супер-светлыми красками.
По цифровому коду, указанному на упаковке краски, вы легко можете определить точный тон красителя. Первая цифра в нём говорит об уровне светлости, вторая – показывает ещё один пигмент в краске, а третья – второстепенный тон для придания дополнительного акцента на волосах. К примеру, оттенок «8.13» — это светло-русая бежевая краска, где восьмёркой обозначается светло-русый цвет, единица свидетельствует о пепельном оттенке, а тройка указывает на дополнительный золотистый тон (его в 2 раза меньше, чем пепельного).
Маркировка одной или двумя цифрами говорит об отсутствии в красителе оттенков и о чистоте второстепенного тона.
Чтобы новый цвет волос смотрелся естественно, между ним и вашим цветом должно быть не более двух тонов.
Виды красок для волос
Напоследок поговорим о природных и искусственных красителях… Существует 5 видов красок для волос, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки:
- Осветляющие составы – воздействуют на волосы агрессивно, выжигая основной природный пигмент и обезвоживая локоны. Частое окрашивание шевелюры данным типом красителей нежелательно.
- Перманентные красители – не меняют природную пигментацию локонов, а лишь слегка воздействуют их структуру путём окисления. Такие краски идеальны для использования на поседевших волосах, а также при желании сменить цвет локонов на 1-5 тонов.
- Полуперманентные красящие составы – не содержат аммиака и перекиси водорода, поэтому не затрагивают природный пигмент волос. Эти красители не вредят волосам, однако они довольно быстро смываются – за 5-6 моек шампунем.
- Оттеночные бальзамы и шампуни – служат для того, чтобы усиливать блеск или подчёркивать имеющийся тон волос. Эти средства не оказывают никакого вреда волосам, поэтому ими можно пользоваться долго.
- Натуральные краски – самые безвредные красители. Окраска волос хной, басмой, кофе не только не вредит волосам, но и укрепляет их структуру. Стоит сказать, что после длительного использования природных красок химические средства могут оказаться неэффективными.
picaschool.ru
Цветовой круг для парикмахера-колориста: что такое нейтрализация и фон осветления
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Redken (@redken)
В зависимости от желаемого оттенка и фона осветления мастер проводит нейтрализацию согласно кругу Освальда. Фон осветления представляет собой концентрацию меланина после вытеснения синего пигмента и снижения уровня других пигментов осветлителем. Как мы помним из главы про основы звезды Освальда, есть еще два цвета — красный и желтый. Их оставшееся соотношение и будет указывать на фон осветления.
Например, стартовый цвет представлял собой условную часть синего, две части красного и три части желтого. Обесцвечивание сначала удалит синий (которого, строго говоря, и так нет — еще один секрет колористов), а затем остальные пигменты, но не полностью.
Конечный результат зависит от природной концентрации вещества меланина и выбранного уровня осветления волос.
Те цвета, которые находятся диаметрально противоположно друг другу в круге колориметрии, являются взаимонейтрализующими. Например, если в процессе окрашивания мне необходима нейтрализация желтого фона осветления, то потребуется фиолетовый цвет, который содержится в перламутровых оттенках. Фон осветления — это цвет натурального пигмента после осветления или окрашивания.
Елена Комиссарова
Технолог L’Oréal Professionnel
В L’Oréal Professionnel существует специальная шкала, в которой указаны фоны осветления. Каждому уровню тона соответствует свой фон осветления, который влияет на финальный цвет.
А с таблицей уровней тона и шкалой нейтрализующих цветов Redken вы можете ознакомиться в кратком видеоуроке, предоставленном командой бренда.
Таким образом, нежелательный темно-красный и красный можно нейтрализовать зеленым пигментом, красно-оранжевый убирается сине-зеленым цветом, а оранжево-желтый — сине-фиолетовым нюансом. Правильно выбирать оттенок для нейтрализации помогает круг колориста: берем тон, который нужно убрать, находим противостоящий ему в круге оттенок — он-то и будет нейтрализатором. Конечно, в работе колориста все несколько сложнее, но сейчас мы говорим об основах.
Можно сказать, что нейтрализация немного похожа на арифметику. Учитываем конкретный фон осветления и характерные для него пигменты, а затем подбираем один или более микстонов в нужной дозировке для поглощения нежелательного полутона. Законы колористики выучить проще, чем логарифмы. Попробуйте уже сейчас: получить исчерпывающие знания и основные навыки работы с цветом вы можете в соответствующих учебных модулях мобильного приложения Access (существует как для устройств с iOS, так и девайсов на Android).
Рекомендации по выбору цветов
- Стремитесь придать яркость вашему дизайну.
- Изучите теорию цвета, чтобы вызывать в аудитории нужные эмоции.
- Задействуйте инструменты цветовых палитр для более быстрого подбора цветов.
- Используйте цветовые схемы и добивайтесь гармонии, согласуя цвета по температурной характеристике.
- Следите за новыми трендами на рынке дизайна.
- Корректируйте цветовые схемы согласно стандартам индустрии. К примеру, для банковской сферы красный и желтый цвета считаются неподходящими.